Земельный налог в 2013-2014 годах: что изменилось?
Изменения законодательства в сфере налога на землю в прошедшем 2013 и текущем 2014 г. следуют двум основным тенденциям. Во-первых, это неприятная для налогоплательщика привычка властей подвергать земли Московской области кадастровой переоценке каждый год. Во-вторых, смещение льгот по земельному налогу для физических лиц на уровень местного самоуправления.
Повышение земельного налога за счет кадастровой переоценки
Законодательство разрешает проводить кадастровую оценку не реже, чем в 5 лет. Минимального предела не предусмотрено. Во многих регионах ее проводят в среднем раз в три года (все же это очень затратное мероприятие, тяжелое для бюджета).
Но Подмосковная администрация, во владениях которой рыночные цены на землю растут месяц от месяца, справедливо считает, что повышение налога за счет кадастровой переоценки будет прибыльнее, чем экономия на кадастровой оценке на землю или введение нового налога.
И в 2012, и 2013 г. проводилась кадастровая оценка, результаты которой были утверждены в установленном порядке. И каждый раз кадастровая стоимость земель в Подмосковье делалась выше. Это повлекло за собою серьезное повышение налога на землю в 2013 г. Такая же тенденция наблюдается с налогом на землю и в 2014. Для отдельно взятых участков в Ногинском, Раменском, Одинцовском районах есть случаи увеличения налога в 10 раз (с 2-х до 20 тыс. руб., с 5-и - до 53 тыс. руб.).
Вместе с тем, размер налоговой ставки, устанавливаемой органами местного самоуправления, практически не повышался (есть случаи как повышения, так и снижения ставок). В этом плане в 2014 г. общими правилами для всего Подмосковья являются:
• повышение налоговой ставки с 0,3 до 1,5 % на земли сельскохозяйственного назначения для сельхозпроизводства, которые не используются согласно их назначению и виду разрешенного использования;
• установление одинаковой ставки для земель под ИЖС и под личное подсобное хозяйство.
Однако с тотальным повышением земельного налога можно бороться. Существует детально регламентированный законодательством способ уменьшения земельного налога: снизить кадастровую стоимость. Он доступен, если реальная рыночная цена участка ниже кадастровой.
Сначала необходимо получить отчет о рыночной оценке земельного участка, причем обязательно на дату проведения кадастровой оценки. Рыночная оценка осуществляется специализированной организацией, входящей в СРО оценщиков. Затем само СРО делает заключение об отчете оценщика.
К этим документам (отчету и заключению СРО) прилагается кадастровый план участка и заверенная нотариусом копия свидетельства на участок, выданного регистрационной службой. Если право возникло до 1998 – 1999 годов, до введения регистрации, необходимо приложить нотариальную копию другого документа. Договор, по которому Вы покупали дачу или свидетельство о праве на наследство как раз подойдут.
Таким образом подготовленный комплект документов вместе с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости направляется в Росреестр. Бланк заявления можно найти на официальном сайте Росреестра или его подразделения – кадастровой палаты.
Специальная комиссия при Росреестре рассматривает заявления (на рассмотрение приглашают заявителей) и выносит решение о приведении кадастровой стоимости участка в соответствие с рыночной.
Необходимо отметить, что рассмотрение это носит формальный характер: невыполнение любого мелкого требования к документам может стать причиной отказа. Например, есть два вида документов, содержащих кадастровые сведения о земле: план и выписка. С первого взгляда они очень похожи. Но представление кадастровой выписки на участок вместо предусмотренного законодательством кадастрового плана – повод к отказу в снижении кадастровой стоимости.
Необходимо помнить, что обратиться за изменением кадастровой стоимости можно только в течении полугода с момента кадастровой оценки. Сама же стоимость меняется с момента принятия решения: то есть до даты решения Росреестра, которым уменьшена кадастровая стоимость вашего участка, налог будет начисляться на первоначальную, завышенную стоимость.
Льготы по земельному налогу
Если ранее Правительство Московской области само уделяло много внимания льготам по налогу на землю в специализированном законе, то в последних его редакциях 2013, 2014 годов льготы по земельному налогу предоставляются только лицам, реализующим инвестиционные проекты на территории области. Размер льготы определяется уровнем проекта.
Так, инвестор, который реализует «стратегический инвестиционный проект» на первый налоговый период освобождается от налогов, со второго по пятый периоды платит налог по ставке 0,5 %, с пятого по восьмой налоговый период – 1,5 %.
Однако гражданам не следует отчаиваться: теперь льготы по налогу на землю физических лиц зачастую предусматриваются местными нормативными актами.
Например, в городе Голицыно Одинцовского района полностью освободили от налогов ветеранов, инвалидов, граждан, пострадавших на чернобыльской аварии, почетных граждан города, лиц перенесших лучевую болезнь. Льготой в размере 50 % от налога здесь пользуются супруги, вдвоем работающие в бюджетных организациях, финансируемых районом или городом. В 25 % - супруги, работающие в любых бюджетных организациях.
Город Королев предоставил 50-процентную льготу пенсионерам, владеющим участком не более 1200 кв.м.
Необходимо учитывать, что применение льгот носит заявительный характер. То есть без заявления налогоплательщика с приложением подтверждающих право на льготу документов, инспекция рассчитает налог даже льготнику по общим правилам.
Поэтому разберитесь, какие льготы по земельному налогу существуют по месту нахождения Вашего земельного участка. Подобную информацию можно найти на сайте муниципального образования или официально (письмом, сданным через приемную или переданным по почте) запросить в территориальной инспекции либо местной администрации.
Комментарии и отзывы